Украинская Пасха: история и традиции

31.03.2014
pic

Автор Марина Тищенко

В Украине Пасху также называют Воскресением Господним и Великоднем. Но знаете ли вы, что изначально это были три разных праздника, которые со временем слились воедино? Сегодня etno-vyshyvanka.kiev.ua попыталась разобраться в древних традициях и обрядах, связанных с Пасхой, а также с языческими корнями этого христианского праздника.

Пасху не зря называют самым светлым праздником в году. Мы с нетерпением и трепетом ждем этот день: кто-то, чтобы закончить сорокадневный пост, кто-то полакомиться традиционной выпечкой, кто-то, чтобы разукрасить пасхальные яйца и услышать долгожданное “Христос Воскрес!”.

Возникновение и становление праздника

Пасха - праздник очень древний. Украинцы начали отмечать его задолго до прихода христианства на русские земли, и назывался он Великдень.Это был день победы весны над зимой, жизни над смертью, света над тьмой. Наши предки также связывали этот праздник непосредственно с началом посевного сезона. Было принято выпекать великодние “бабки” и разукрашивать яйца, котрые впоследствии превратились в современные паски и крашанки.

Иудеи связывали празднование Пасхи с их освобождением от египетского рабства, и было это тоже задолго до рождения Христа. Что касается самого слова “пасха”, то в переводе из древнееврейского оно обозначает “избавление” или “прохождение”. Христиане вложили в этот праздник несколько иной смысл, и связывали Пасху с Воскресением Сына Божьего, восстания его из мертвых.  

Евреи отмечают Пасху 15 числа весеннего месяца нисана, в то время как христианская Пасха  - переходящий праздник, отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Кстати, если даты еврейской и христианской Пасхи совпадают, то празднование последней переносится еще на неделю.

Таким образом, празднование Великодня изначально было вовсе не связано с рождением или Распятием Христа. Только в 325 году на Никейском соборе, где присутствовали представители всех христианских церквей, было обозначено главные правила празднования Пасхи, многие из которых сохранились до наших дней. Со временем Пасха стала главным христианским праздником.

Народные традиции и обряды

Большая часть народных обрядов совершалась в Чистый Четверг. Главный ритуал - помыться в холодной воде, чтобы очиститься не только внешне, но и внутренне. Наши предки верили, что в этот день вода способна излечить от болезней. В Чистый Четверг хозяйки тщательно убирали дом и за домом. Годовалых деток первый раз стригли именно в Великий Четверг. Это был целый ритуал. К случаю первой стрижки матери даже специально шили детские вышиванки, на которых изображали орнаменты, защищающие ребенка.

В народе верили, что в пасхальную ночь можно увидеть своих умерших родственников. Но разговаривать с ними категорически запрещалось - для этого было кладбище.

Считалось, что в ночь перед Пасхой просыпается вся нечистая сила и становиться особо опасной. Мужчины и женщины боялись в одиночку выходить на улицу, и в церковь шли большими группами.

Деревенские жители любили поиздеваться над нечистой силой. Они выходили на перекресток и катали по дорого пасхальное яйцо - черти должны были появиться и сплясать.

Много обрядов в этот день было так или иначе связано с нечистой силой. Так, считалось, что во время утренней службы можно легко распознать колдунов: достаточно оглянуться назад, все колдуны стоят спиной к алтарю.

Особое место во всех пасхальных ритуалах занимало солнце. И это еще одна связь Пасхи с язычеством. Люди выходили на холмы караулить солнце и наблюдали восход через осколок стекла - тогда казалось, что солнце “танцует”.

Считалось, что ворота в рай в Пасхальный день открыты, и их никто не охраняет, поэтому старые люди мечтали умереть именно в этот день.

Люди верили, что еда, освященная в церкви, обладает целительной силой и может помочь в трудную минуту. Старые люди отправлялись в церковь  рано утром, чтобы успеть на начало службы. Молодежь подходила после рассвета. Девушки наряжались в свои лучшие вышиванки, одевали венки и бусы. Несмотря на то, что в этот день скорбили за усопшими, все же Пасха считалась светлым и жизнеутверждающим праздником.

Конечно же, центральными пасхальными предметами были яйца или крашанки. Существовал ритуал обмена пасхальными яйцами, а также яйцо “катали” по могилках (чтобы души умерших обрели покой) и огороду (чтобы привлечь богатый урожай).

 

«Пасхальный натюрморт» - С. Ю. Жуковский

Н. К. Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891

«Пасхальный стол» - А. В. Маковский

«Пасхальный обряд» - Б. М. Кустодиев

В. Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861

Катание яиц. Дореволюционная пасхальная открытка.

М. М. Гермашев. После заутрени. 1904 г.

Оставить отзыв

Оставьте свой отзыв

 

Имя


Оценка


Оставьте отзыв


Отменить
Всего комментариев 0